Цикл виртуальных практических занятий «Домашняя мастерская». «Традиционный текстильный игровой мячик» (Н.А. Хайруллина, мастер народных художественных ремесел и промыслов Самарской области, г.о. Самара)

Виртуальный проект Домашняя мастерская продолжает знакомить нас с традиционными ремеслами Самарской области

Сегодня Хайруллина Наталья Анатольевна, мастер народных художественных ремесел и промыслов Самарской области (г.о. Самара) проведет виртуальное практическое занятие «Традиционный текстильный игровой мячик», в ходе которого покажет этапы выполнения трех вариантов игровых мячей.
Последовательность выполнения с описанием в альбоме по ссылке: https://vk.com/album-73428278_272374740)
Данное практическое занятие может быть полезно мамам малышей и педагогам, занимающимся с маленькими детьми и содержит детальное описание процесса, чтобы мячик могли сшить и дети и взрослые, которые берут в руки иголку с ниткой не так часто и уж тем более, не знакомы с лоскутной техникой.

Игровой мячик.
Игра - самый эффективный способ воспитания и обучения маленького человечка. Игры и игрушки для детей ценны своей способностью не явно, но эффективно воспитывать и забавлять, развлекать и развивать, обучать, передавать опыт старшего поколения, культурные традиции семьи и общества. В своей книге Г.Л. Дайн пишет: «…с двух лет крестьянский ребенок распоряжался ими (игрушками) вполне самостоятельно. Его игровой набор был обычно не богат, зато отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы- мячи, луки, пращи- тренировали в нем меткость и ловкость. Волчки, кубари, жужжалки открывали тайны механики, прививали технические навыки. Дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой. Игрушечные сохи, бороны, топоры, тележки без прикрас приобщали ребенка к повседневному труду.»

Народная игрушка интересна и понятна современным детям, она дарит положительные эмоции, отражая быт, труд, самобытные национальные традиции народа, природу родного края, учит любить. Народная игрушка является связующим звеном между поколениями, а также дает повод к самостоятельному творчеству. Перейдя в мир взрослых в качестве сувенира, подарка, украшения, она продолжает свою воспитательную роль делая нас более красивыми внутри, гармонизируя наш мир.
Одной из самой распространенной и древней рукотворной игрушкой был мячик. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. При раскопках Новгорода, Пскова, Москвы и других древних городов в слоях Х -ХVI веков найдено множество кожаных мячей. Добротное качество исполнения этих мячей говорит о том, что их делали ремесленники-сапожники. А в ХV- ХVI веках появились –мячники, мастера изготавливающие мячи. Игра в мяч имела широкое распространение среди детей и взрослых, об этом свидетельствуют результаты новгородских археологических экспедиций в 1950-е годы, когда было найдено 120 мячей.

В результате нашей фольклорно-этнографической экспедиции летом 2013 г. было зафиксировано изготовление двух мячиков- попинухи, для подбрасывания и набивания мяча ногой. Точные правила игры нам уже не смогли вспомнить. Мяч подбрасывали и отбивали играющие в порядке очередности, при этом подбросить и отбить мяч нужно было различными частями/сторонами стопы: с пальчиков, с тыльной стороны стопы, с пятки и пр. Оценивалось время набивания, т.е требовалось как можно дольше набивать мяч не уронив его, и сложность исполнения набивки/подбросов мяча. Рассказ об этих мячах был записан в с. Приволжье Приволжского района Самарской области от Шишкиной Н.И., 1936 г.р.

Мячи набивались песком или опилками, т.е мяч получался в меру тяжелый, при этом «устойчивый», удобный для данного занятия. Оба наполнителя легко найдутся в современном мире. Опилки можно получить, взяв немного гранул наполнителя для кошачьего туалета или древесных гранул для растопки, смочить немного их водой и дать высохнуть.

Ссылка на материал