Новогодний кинолекторий по легендарному фильму Федерико Феллини «И корабль плывет» (12+)

Продлите новогоднее настроение, окунувшись в мир легендарной картины от великого режиссёра!

9 января в 19.00 Клуб любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» (ЦРК «Художественный», Самара, ул. Куйбышева, 105) приглашает начать год с культового кино! В рамках кинолектория «Лучшие фильмы на свете» пройдёт встреча по фильму Федерико Феллини «И корабль плывет» (Италия, Франция, 1983, драма, история, музыка, 133 мин., 12+). Киновечер будет посвящён памяти великого итальянского кинорежиссёра и сценариста Федерико Феллини (1920 – 1993), обладателя пяти премий «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини. Федерико рос болезненным ребёнком. В детстве любил устраивать представления: изготавливал маски, разрисовывал кукол, шил костюмы. Большое впечатление на него произвёл приехавший на гастроли цирк. Образование Федерико получил классическое, окончив монастырскую школу в Фао. В 1937 году переехал во Флоренцию, где учился на репортёра, подрабатывая карикатуристом в фирме «Фебо» своего приятеля Демоса Боннини.

В 1938 году Феллини приехал в Рим. Жил недалеко от вокзала, в меблированных комнатах, соседствуя с торговцами-китайцами, ворами и проститутками. За свою худобу Федерико получил прозвище «Ганди». В это время он зарабатывал на жизнь рисунками для газет и журналов, писал тексты для варьете, рекламы и небольших радиопостановок.

С 1938 по 1942 год Феллини публикуется в именитом юмористическом журнале «Марк Аврелий», известном своим антифашизмом. Около семисот его произведений увидели свет, прежде чем ему предложили писать сценарии. Чтобы уклониться от службы в армии, Федерико приходилось симулировать болезни. В 1943 году на одном римском радио звучали забавные передачи о жизни влюблённых — Чико и Полины, написанные Федерико Феллини. Вскоре ему предложили показать эти истории на экране, и Феллини взял на себя постановку. Одной из исполнительниц была очаровательная Джульетта Мазина. Она и стала единственной женой Федерико Феллини. Он называл её своим главным источником вдохновения.

Когда в Рим вошли союзные войска, Феллини со своим другом торговали в небольшой лавочке шаржами на победителей. Однажды к ним зашёл Роберто Росселлини. Он собирался снять короткометражку о доне Морозини – римском священнике, расстрелянном немцами. Феллини расширил тему и вместе с Серджо Амидеи и Роберто Росселлини написал сценарий к фильму «Рим – открытый город». Успех был грандиозный. Фильм положил начало неореализму. Федерико стал известным сценаристом.

В 1950 году Федерико ставит свой первый фильм вместе с Альберто Латтуада под названием «Огни варьете». Ещё в 1949 году Федерико Феллини написал сценарий к фильму «Дорога», но никак не мог найти средства для съёмок. Наконец, когда продюсер был найден, Феллини начинает работу, с конца 1953 года до весны 1954 года, причём большую часть времени он снимал на природе. В главных ролях Федерико снял свою супругу Джульетту Мазину и актёра Энтони Куинна. После работы над этим фильмом у Федерико Феллини случился психический надлом, как сам режиссёр позже называл «Чернобыль души». В награду за все страдания — полный и безоговорочный успех фильма. Более пятидесяти наград, в числе которых «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале и премия «Оскар» 1957 года за лучший иностранный фильм.

После менее известной ленты «Мошенники» (1955) Феллини создаёт ещё один шедевр — «Ночи Кабирии» (1957). Вершиной творчества Федерико Феллини стал фильм 1960 года «Сладкая жизнь». Его следует рассматривать как философскую притчу об итальянском обществе, переживающем «экономическое чудо» после нескольких лет нищеты. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах и оказала значительное влияние на кинематографистов всего мира. В 1962 году вышел фильм сразу четырёх режиссёров – «Боккаччо-70». Пытаясь воссоздать дух «Декамерона», каждый автор снял новеллу, которая является законченным фильмом в фильме. Следующая, во многом автобиографичная картина «Восемь с половиной» (1963) получила множество премий, в том числе «Оскар» за лучший иностранный фильм и Главный приз на международном кинофестивале в Москве, благодаря которому супруги Феллини в первый раз посетили Советский Союз.

Фильм «Джульетта и духи» (1965) был задуман для Джульетты и о Джульетте. Феллини вынашивал его очень долго, ещё со времён «Дороги». Исполнители главных ролей — Марио Пизу и Мазина — сыграли тонко, убедительно, мастерски, однако фильм не вызвал особого восторга ни у критиков, ни у зрителя. Федерико часто задавали вопрос, что для него значит Рим. Вместо ответа он снял «Рим Феллини» (1972). Фильм проникнут светлым чувством праздника, феерии, волшебной сказки, в которой переплетены собственные воспоминания режиссёра, впечатления от прочитанных книг и увиденных спектаклей, репортажно снятые кадры улиц и улочек Рима.

Феллини не любил перерывов в работе. Телефильм «Репетиция оркестра» (1979) он снял всего за шестнадцать дней. Ещё шесть недель ушло на монтаж и озвучивание. Эта лента на редкость проста по своей сюжетной организации. Этот фильм-притча вызвал лавину рецензий и откликов в итальянской печати, причём каждый толковал его по-своему. В 1980-х Феллини поставил всего четыре фильма.

В марте 1993 года режиссёр получил почётного «Оскара» за вклад в киноискусство. 30 октября Федерико и Джульетта Мазина собирались отпраздновать в кругу друзей золотую свадьбу, однако 15 октября Феллини госпитализировали с инсультом. 31 октября, через 50 лет и один день после свадьбы с Джульеттой, Феллини скончался. Когда Италия хоронила знаменитого режиссёра, движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам Италии – от Рима до фамильного склепа семьи Феллини в маленьком приморском городке Римини (где мастер и родился).

Притча 1983 года «И корабль плывёт…» интересна тем, что за основу сюжета в ней взят исторический факт, взяты вполне реальные герои, но всё сыграно, всё гораздо объёмнее простого события в истории Здесь смешаны человеческие взаимоотношения, политика, отношения между разными слоями в обществе… и как всё порой это безразлично и не нужно! Сочетание элементов комедии и драмы, а также фарсовые и гротескные элементы вызвали неоднозначную реакцию критиков на этот фильм.

Название фильма содержит в себе определенный стилистический сдвиг, который не передаётся в традиционном русском переводе. Более радикальный вариант перевода предложили французы: Et vogue le navire, буквально — «Плыла-качалась лодочка». Этот вариант лучше передаёт притчевый характер картины. Сюжет фильма отдалённо напоминает об истории гибели парохода «Титаник» и, более конкретно, об оркестре из восьми музыкантов, которые продолжали играть на палубе в момент погружения судна. В определённом смысле фильм «И корабль плывёт» подытоживает художественный поиск Федерико Феллини. В «Корабле…» развернуты, иногда в заостренном виде, многие характерные для Феллини художественные приемы и принципы.

Из Неаполя отплывает роскошный лайнер, на борту которого страстные почитатели оперы провожают на родину прах оперной дивы Эдме Тетуа. По палубе слоняются ее многочисленные друзья и поклонники, жизнь кажется прекрасной. По пути корабль подбирает потерпевших кораблекрушение сербских беженцев. Австро-венгерский броненосец требует их выдачи. Завязывается сражение.

Фильм удостоен четырёх премий «Давид ди Донателло»: за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую операторскую работу и лучшую работу художника (Данте Ферретти) (1984).

В главных ролях: Фредди Джонс, Барбара Джеффорд, Виктор Полетти, Питер Селлиер, Элиза Майнарди

 

Подробная информация по телефону: 8 (846) 333-48-98
Стоимость билета – 150 руб.

Дополнительная информация для СМИ:
ГБУК «Агентство социокультурных технологий»
331-23-82